Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» - Христианское воспитание детей
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

  • Назначен новый настоятель
  • 15 Июнь 2021
  • Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Павла от 11.06.2021г. иерей Роман Теребилкин назначен настоятелем Знаменского храма деревни Алешино
  • Смена настоятеля
  • 26 Ноябрь 2020
  • Священник Роман Копин освобождён от должности настоятеля Знаменского храма
Все новости


Каталог православных сайтов
Православная библиотека

Христианское воспитание детей

               Христианское воспитание детей – это, прежде всего попечение о них, готовящее их к вечности. Ведь для христианина главное – прожить земную жизнь так, чтобы не лишиться блаженной вечности, чтобы там быть с Богом и с теми, кто с Богом. И это взирание на Небо, это памятование о бесконечности Небесного – одна из основ христианского мировоззрения.

Конечно, опыт Богообщения в определенном смысле приобретается только человеком самим, в том числе и ребенком, никто вместо него не помолится, никто вместо него не сможет услышать слова Евангелия так, как их услышали за две тысячи лет миллионы христиан. Но с другой стороны, можно помочь маленькому человеку подвести его к Богу близко-близко. Из жизнеописаний святых и воспоминаний известных достойных людей мы знаем множество эпизодов, как когда-то в детском возрасте они с помощью старших впервые ощутили реальность Бога-Творца. Духовная жизнь детей и их родителей едина и неразрывна. Самая первая задача родителей – помочь ребенку ощутить реальность Бога. Но попытки только словесно передать ощущение благодати и Божественной тайны не достигнут цели. Ребенку надо дать возможность встречи с Богом, а это происходит только в лоне Церкви и, в первую очередь, в Таинстве Святого Причащения.

С какого же возраста должно начинаться религиозное воспитание и Богообщение ребенка? С первых дней жизни, и даже раньше, когда он находится еще в утробе матери. Православная Церковь более, нежели другие христианские конфессии, осознает важность этого. В течение первых недель жизни младенец (с помощью родителей) знакомится с тремя Таинствами – крещения, миропомазания и причащения. Для него совершаются специальные священнодействия, во время которых происходит наречение имени и воцерковление. Церковь наделяет младенца благодатью и защищает его от зла задолго до того, как в нем пробудятся разум и сознание. Не так уж и важно на первых порах, что ребенок не понимает священнических слов и действий – он их слышит и подсознательно впитывает в себя.

Один инок спрашивал старца: «Отче! Я читаю Евангелие и почти ничего не понимаю, как мне быть?» «Ты не понимаешь, – отвечал ему старец, – зато темные силы вокруг тебя слышат, понимают и трепещут!» Так и с ребенком: в храме он попадает в молитвенную атмосферу, под покров Божией Матери, под защиту всех святых угодников Божиих. Чего же лучшего можно пожелать маленькому и беззащитному созданию?

Только в Православной Церкви к Причастию допускаются младенцы с момента крещения. У православных практика причащения маленьких детей объясняется тем отношением, которое преподал Сам Христос: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Евангелие от Марка, 10 гл.) Спаситель показал, что физическое общение с Ним столь же реально, как и общение интеллектуальное или духовное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» не препятствует действительной близости с Богом. Веками приносили православные родители в церковь своих младенцев и причащали, и никто не смущался, когда в храме были слышны плач и крики малышей.

Маленьких детей хорошо причащать часто, так как принятие Святых Христовых Таин преподается во здравие души и тела. И младенец, еще не имеющий грехов, освящается, своим телесным естеством соединяясь в этом Таинстве с Господом. Примерно к двум годам наступает момент, когда ребенку, особенно, если он не привык причащаться, необходимо объяснить, что такое Причастие и как приступать к Таинству. При этом нужно избегать крайностей – излишнего упрощения («наку дадут» или «водичку сладенькую») и усложнения. Достаточно сказать: «Батюшка тебе причастие даст – святое, хорошее…» Постепенно, благодаря отношению взрослых к ребенку-причастнику – по тому, как его поздравляют, как в этот день его стараются одеть по-праздничному, – он начинает понимать, что причащение – радостное, торжественное, святое событие.

Как только дети начинают подрастать и уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, очень важно не превратить Причастие в еженедельную «процедуру», когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. Пусть ребенок поймет, что не всякий раз и не во всяком состоянии можно подходить к причащению, а начиная с семи лет, уже необходимо исповедоваться. По мере взросления детям важно понять смысл и значение Таинства: «Я отдаю себя Христу, а Спаситель входит в мою жизнь. Его жизнь во мне – вот в чем состоит Таинство Святого Причастия».

Если младенец очень редко причащается и, когда его подносят к Чаше, пугается причастия, как чего-то непонятного, может быть, напоминающего ему ощущения, связанные с приемом лекарства, не надо заставлять его насильно. Лучше пусть он посмотрит, как причащаются другие дети, дать ему кусочек просфоры, поднести к батюшке под благословение, когда прикладываются к кресту, и сказать, что его причастят в другой раз. Не стоит и заранее говорить ребенку «Не бойся!», ведь этим уже подается мысль о какой-то яко бы возможной опасности. Иногда и так бывает: маленький, непривычный еще к церковной жизни человечек бьется, кричит: «Не хочу, не буду!», а папа или мама буквально тащат его к Причастию, держа за руки и за ноги. Но, если он до такой степени не готов, следовало бы собственным терпением и личной молитвой раз за разом приучать ребенка к пребыванию в храме, чтобы оно стало радостной встречей со Христом, а не воспоминанием о насилии.

Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что сами должны сделать. На взрослых возложена ответственность не только подвести детей к Причастию, но и научить их, как приступать к Святой Чаше, помня при этом, что внешние правила и традиции имеют немалое значение, но их нельзя смешивать со смыслом и значением Таинства.

Случается такая картина: заканчивается Литургия, молящиеся подходят к кресту, и священник видит, как от самых дверей храма чуть ли не бегом приближается мамаша или бабуля со своим любимым чадом лет семи или восьми (иногда и старше) – «Батюшка! Причастите! Мы немного опоздали…». А чадо это не понимает, что такое Святое Причастие и зачем оно нужно, и, уж тем более, никогда не слышало об исповеди…

Маленьких детишек лучше приводить (приносить) не на целую службу, а за некоторое время до Причастия, чтобы пребывание в церкви было для них светлым, радостным и желанным, а не тяжелым и мучительным. Вообще, родителям с маленькими детьми лучше приходить на службу, понимая, что в такой день они сами вряд ли будут иметь возможность причаститься. И те, кто любит богослужение, безусловно собой жертвуют. Но, во-первых, не обязательно водить детей каждое воскресенье, а, во-вторых, можно водить их поочередно: когда-то мама, когда-то папа, а в другой день, бабушка или крестные родители.

Между тем, дети, которым исполнилось 3–4 года, уже вполне способны воспринимать богослужения сознательно. Конечно, им трудно выстоять всю службу, поэтому, проследив внимательно за ребенком, постарайтесь понять, сколько он может пробыть в храме, участвуя в общей молитве. В дальнейшем он привыкнет проводить в храме все больше и больше времени, станет глубже осознавать происходящее.

Ребенок должен посещать храм регулярно, хотя бы раз в две-три недели, в праздники, а не от случая к случаю. Однако необходимо помнить, что «невольник – не богомольник». Ребенок, которого в храм ходить заставляют «из-под палки», вряд ли вырастет искренне верующим человеком. В храм человек должен стремиться, он должен чувствовать потребность ходить туда. И если в какой-то праздничный день ваше чадо вдруг не хочет идти на службу, сначала разберитесь, что с ним происходит, а уж потом размышляйте, как ему помочь. Может, у него что-то творится на душе, или он просто утомился накануне…

С одной стороны, дети с самого раннего возраста должны привыкать к церкви, с другой – они должны привыкать к храму именно как к дому Божию, а не как к игровой площадке для собственного времяпрепровождения. За маленькими детьми обязательно нужно следить. Часто бывает, что взрослые приходят с ними на службу и отпускают их на волю, видимо, считая, что с детьми должен заниматься кто-то другой. А они бегают по храму, безобразничают, дерутся, мешая другим сосредоточиться на молитве.

Каждый поход с ребенком в храм – своего рода маленький подвиг, и к этому так и нужно относиться. Вы идете на службу не просто помолиться, а заниматься тяжелым трудом серьезного воцерковления своего ребенка – прививать ему чувство благоговения перед святыней, помогать ему правильно вести себя в храме, учить его общению с Богом.

 (По книгам: протоиерей Максим Козлов «Последняя крепость»; С.С.Куломзина «Наша Церковь и наши дети».)


Назад к списку